Происхождение Вятичей
Откуда
же пришли Вятичи? Повесть временных лет о происхождении вятичей сообщает: «...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо
два брата в лясех, - Радим, а другой Вятко, - и пришедша Радим на Сежу, и
прозвавшася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Отце, от него же прозвашася
же вятичи».
Летописное
упоминание «от ляхов» вызвало обширную дискуссию, в которой, с одной стороны,
обосновывалась возможность именно польского («от ляхов») происхождения Вятичей
(в основном это польские истоки), а с другой стороны высказывалось мнение, что
речь идет об общем направлении продвижения Вятичей, т.е. с Запада.
Анализ
Вятичских древностей при раскопках показывает, что они ближе всего к
материальным археологическим свидетельствам верховьев Днестра, а, значит,
скорее всего, Вятичи пришли оттуда. Пришли без каких-либо особенностей, и
только изолированная жизнь в верховьях Оки и метисация с «окраинными» балтами -
голядью - привели к племенному обособлению Вятичей.
С
верховьев Днестра на северо-восток ушла с Вятичами большая группа славян:
будущим Радимичи (во главе с Радимом), Северяне - юго - западней Вятичей, и еще
одна славянская группа, дошедшая до верховьев Дона. Эта группа славян через два
века была вытеснена Половцами. Название ее не сохранилось. В одном хазарском
документе упоминается славянское племя «Сльюин». Возможно, это они ушли на
север в Рязань и слились с Вятичами.
Имя
«Вятко» - первого главы племени Вятичей - является уменьшительной формой от
имени Вячеслав.
«Вяче»
- древнерусское слово, означающее «больше», «более». Это слово известно также в
западно - и юго - славянских языках. Таким образом, Вячеслав, Болеслав - «более
славный».
Это
подтверждает гипотезу о западном происхождении Вятичей и иже с ними: имя
Болеслав наиболее широко распространено у чехов, словаков и в Польше. Быт и нравы
Вятичи,
как и все славянские племена, жили родовым строем. Они знали Род, который
означал совокупность родственников и каждого из них; Роды составляли «Племя».
Народное собрание племени избирало себе Вождя, который командовал войском во
время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем «Князь».
Постепенно власть князя усиливалась и становилась наследственной. Вятичи,
жившие среди необозримых лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с
современными, в них прорубались маленькие окошечки, которые во время холодов
наглухо закрывали задвижками.
Земля
Вятичей была обширна и славилась своими богатствами, обилием зверя, птицы и
рыбы. Вели они замкнутую полуохотничью, полуземледельческую жизнь. Мелкие
деревни из 5-10 дворов по мере истощения пашен переносились на другие места,
где выжигался лес, и 5-6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась;
тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала.
Помимо земледелия и охоты Вятичи занимались бортничеством и рыболовством.
Бобровые гоны существовали тогда на всех реках и речках, а бобровый мех
считался важной статьей товарообмена. Вятичи разводили крупный рогатый скот,
свиней, лошадей. Корма для них заготовляли косами, длина лезвий которых
достигала полуметра, а ширина - 4-5
см.
Археологические
раскопки в земле Вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские
металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия
основывалась на местном сырье - болотных и луговых рудах, как везде на Руси.
Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром
около 60 см.
Высокого уровня у Вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм,
найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в
одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца,
крестики, амулеты и т.д.
Вятичи
вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они
шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В
начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали
предметы художественного ремесла. Динарии вытесняют другие монеты и становятся
основным средством денежного обращения. Но дольше всех Вятичи торговали с
Византией - с XI по XII века, куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и
златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуды,
браслеты.
Судя
по археологическим источникам, Вятические городища и селища VIII - Х вв. и тем
более XI - XII. вв. были поселениями уже не столько родовых общин, сколько
территориальных, соседских. Находки говорят о заметном имущественном расслоении
среди жителей этих поселений той поры, о богатстве одних и бедности других жилищ
и могил, о развитии ремесел и торгового обмена.
Интересно,
что среди местных городищ той поры встречаются не только поселения «городского»
типа или явные сельские селения, но и совсем небольшие по площади, окруженные
мощными земляными укреплениями городища. По-видимому, эти остатки укрепленных
усадеб местных феодалов того времени, их своеобразные «замки».
О
существенных изменениях в жизни местного населения в IX - XI вв. сообщают нам
древние летописи. Согласно «Повести временных лет» в IX в. Вятичи платили дань
Хазарскому каганату. Его подданными они продолжали оставаться и в Х в.
Первоначальная дань взималась, видимо, пушниной и подворно («от дыма»), а в Х
в. требовалась уже денежная дань и «от рала» - от пахаря. Так что летопись
свидетельствует о развитии в это время у Вятичей пашенного земледелия и
товарно-денежных отношений. Судя по летописным данным, земля Вятичей в VIII - XI
вв. была целостной восточно - славянской территорией. Длительное время Вятичи
сохраняли свою самостоятельность и обособленность.
Религия
В
X веке в землю вятичей начинает проникать христианство. Вятичи дольше других
славянских племен сопротивлялись принятию христианства. Правда, насильственного
крещения не было, но можно наблюдать постепенное изменение языческого ритуала
(сжигание покойников) к христианскому ритуалу (захоронение), конечно, с рядом
промежуточных ступеней. Этот процесс в северной Вятичской земле закончился лишь
к середине XV века.
Вятичи
были язычниками. Если в Киевской Руси главным Богом был Перун - Бог грозового
неба, то у Вятичей - Стрибог (Старый Бог), который создал вселенную, Землю,
всех Богов, людей, растительный и животный мир. Именно он подарил людям
кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а также установил первые
законы. Кроме того, они поклонялись Яриле - богу Солнца, который ездит по небу
на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми
крыльями. Каждый год 23 июня отмечался праздник Купалы - бога земных плодов,
когда солнце дает наибольшую силу растениям и собирались лекарственные травы.
Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и
разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот
может понимать язык каждого творения. У молодежи особым почитанием пользовался
Лель - Бог любви, который являлся в мир каждую весну, чтобы своими
ключами-цветами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и
деревьев, для торжества всепобеждающей силы Любви. Воспевалась Вятичами Богиня
Лада - покровительница брака и семьи.
Кроме
того, Вятичи поклонялись силам природы. Так, они верили в Лешего - хозяина
леса, существо дикого вида, который был выше всякого высокого дерева. Леший
старался сбить человека с дороги в лесу, завести в непроходимое болото, трущобы
и погубить его там. На дне реки, озера, в омутах жил Водяной - нагой косматый
старик, хозяин вод и болот, всех их богатств. Он был повелителем Русалок.
Русалки - души утонувших девушек, существа злые. Выходя лунной ночью из воды,
где они живут, они пением и чарами стараются заманить человека в воду и
защекотать его до смерти. Большим уважением пользовался Домовой - главный
хозяин дома. Это маленький старичок, похожий на хозяина дома, весь заросший
волосами, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души добрый и
заботливый. Неказистым вредным старикашкой в представлении Вятичей был Дед
Мороз, который тряс седой бородой и вызывал трескучие морозы. Дедом Морозом
пугали детей. Но в 19 веке он превратился в доброе существо, которое вместе со
Снегурочкой приносит на Новый Год подарки.
Курганы Вятичей
На
Орловской земле, как и в соседних областях - Тульской, Калужской, Московской,
Рязанской - известны, а в ряде случаев и исследованы группы курганов - остатки
языческих капищ древних Вятичей.
При
раскопках были обнаружены остатки трупосожжений, иногда нескольких
разновременных. В некоторых случаях они помещены в глиняный сосуд-урну, в
других сложены на расчищенной площадке с кольцевым ровиком. В ряде курганов
найдены погребальные камеры - деревянные срубы с дощатым полом и покрытием из
расколотых члах. Вход в такую домовину - коллективную усыпальницу -
закладывался камнями или досками, а, следовательно, мог открываться для
последующих захоронений. В других же курганах, в том числе и рядом
расположенных, таких сооружений нет.
Установление
особенностей погребального обряда, керамики и вещей, обнаруженных в ходе
раскопок, их сопоставление с другими материалами помогает хоть в какой-то мере
восполнить крайнюю скудость дошедших до нас письменных сведений о местном
населении той далекой поры, о древней истории нашего края. Археологические
материалы подтверждают сведения летописи о связях местного Вятического,
славянского племени с другими родственными племенами и союзами племен, о
длительном сохранении в быту и культуре местного населения старых племенных
традиций и обычаев.
Захоронения
в Вятичских курганах очень богаты вещевым материалом, как в количественном, так
и в художественном отношениях. В этом они существенно отличаются от захоронений
всех других славянских племен. Особенным разнообразием вещей характеризуются
женские захоронения. Это свидетельствует о высокой развитости культовых
представлений (а значит, идеологических) Вятичей, о степени их самобытности, а
также об особом отношении к женщине.
Этноопределяющим
признаком Вятичей при раскопках являются семилонастные височные кольца,
найденные в сотнях женских погребений.
Их
носили на головной ленте из кожи, ткани или луба, покрытого тонкой полотняной
плетеной тканью. На лбу ткань украшалась мелкими бусинками, например, из стекла
желтого цвета вперемешку с просверленными вишневыми косточками. Кольца
продевались одно над другим в сложенную вдвое ленту, нижнее кольцо
подвешивалось на месте сгиба ленты. Ленты свисали с правого и левого висков.
Вятичи в X веке
Арабские
источники говорят об образовании в VIII веке на территории, занимаемой
славянскими племенами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артании.
Куяба (Куява), по-видимому, была политическим объединением южной группы
славянских племен с центром в Киеве (Куяве), Славия - объединением северной
группы славян во главе с новгородскими славянами. Артания, скорее всего,
представляла собой союз юго-восточных славянских племен - Вятичей, Радимичей, Северян
и неизвестного по имени славянского племени, обитавшего в верховьях Дона, но
покинувшего эти места в конце X века из-за набегов кочевников.
С
IX века усилившийся Хазарский каганат начинает войны на севере своих границ со
славянскими племенами. Полянам удается отстоять свою независимость, племена же
Вятичей, Радимичей и Северян были вынуждены выплачивать дань хазарам. Вскоре
после этих событий, в 862 году захватывает власть в Новгороде и становится
князем князь Рюрик. Его преемник - новгородский князь Олег в 882 году
завоевывает Киев и переносит сюда из Новгорода центр объединенного Русского
государства. Сразу же после этого Олег в 883-885 г.г. накладывает дань на
соседние славянские племена - Древлян, Северян, Радимичей, одновременно
освобождая Северян и Радимичей от уплаты дани хазарам. Вятичи же еще в течение
почти ста лет были вынуждены выплачивать дань хазарам. Свободолюбивое и
воинственное племя Вятичей долго и упорно отстаивало свою независимость. Во
главе их стояли избранные народным собранием Князья, которые проживали в
столице Вятического племени, городе Дедославле (ныне Дедилово). Опорными
пунктами были города-крепости Мценск, Козельск, Ростиславль, Лобынск, Лопасня,
Москальск, Серенок и другие, которые насчитывали от 1 до 3 тысяч жителей. Желая
сохранить независимость, часть Вятичей начинает уходить вниз по Оке и, дойдя до
устья Москвы-реки, разделяется: часть занимает приокские территории Рязанской
земли, другая часть начинает продвигаться вверх по Москве-реке.
В
964 году киевский князь Святослав Хоробрый замыслил завоевать булгар и хазар
вторгся в пределы самого восточного славянского народа. Проходя по Оке, он, как
пишет летопись, «налезе на вятичи...».
«Налезе»
означает по древне-русски - «внезапно встретил». Можно предположить, что
произошла, вероятно, сначала небольшая стычка, а потом было заключено между Вятичами
и Святославом соглашение, которое заключалось в следующем: «Хотя мы до этого
платили дань хазарам, но отныне станем платить дань вам; однако же нужны гарантии
- ваша победа над хазарами.» Это было в 964 году. Следом Святослав разгромил
булгарское княжество на Волге, и сразу же двинувшись вниз по реке, разгромил
столицу хазар в низовьях Волги и другие их основные города на Дону (после этого
Хазарский каганат кончил свое существование). Это значимое событие случилось в
965 году.
Естественно,
Вятичи не собирались выполнять свои обязательства, иначе, зачем же князю
Святославу снова в 966 году приводить к покорности Вятичей, т.е. снова
заставлять их платить дань.
Видимо,
некрепкими были эти платежи, если через 20 лет в 985 году князю Владимиру снова
придется идти походом на Вятичей, и на этот раз окончательно (а у Вятичей не
было другого выхода) привести к дани Вятичей. Именно с этого года Вятичи
считаются входящими в Русское государство. Считаем все это неточным: платеж
дани не означает вхождения в государство, которому платится дань. Итак, именно
с 985 года, Вятичская земля осталась относительно самостоятельной: дань
платили, но правители оставались своими.
Независимые Вятичи
Для
Вятичей XI век - это время независимости.
К
началу XI века, область расселения Вятичей достигла максимального размера и
занимала весь бассейн верхней Оки, бассейн средней Оки до Старой Рязани весь
бассейн Москвы - реки, верховья Клязьмы.
Вятичская
земля среди всех других земель Древней Руси находилась на особом положении.
Вокруг, в Чернигове, Смоленске, Новгороде, Ростове, Суздале, Муроме, Рязани,
была уже государственная, княжеская власть. Развивались феодальные отношения. У
Вятичей же сохранилось родо - племенные отношения: во главе племени стоял Вождь,
которому подчинялись местные вожди - старейшины Рода.
Вятичи теряют независимость
В
1146 - 1147 годах в ходе походов Юрия Долгорукова, Вятичи как отдельное
славянское племя, окончательно теряет остатки свою независимость.
Земля
Вятичей разделяется между Черниговским, Смоленским, Суздальским и Рязанским
княжествами. Вятичи входят в состав Древнерусского государства. В XIV веке Вятичи
окончательно сходят с исторической сцены и в летописях больше уже не
упоминаются.
Заключение
Ведь хорошо известна мудрость: «Кто не знает прошлого, у того нет
будущего!»
Мы знаем свое прошлое, мы чтим своих предков и с высоко поднятой головой
смотрим в будущее!
|